Физики шутят
ИСПОВЕДЬ ИНЖЕНЕРА-АКУСТИКА
К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОХОТЫ
БАЛЛАДА ОБ АСТРОНАВТЕ
КАК ПИСАТЬ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДИАПОЗИТИВАМИ
ШУТЯТ НЕ ТОЛЬКО ФИЗИКИ
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ВСЕЛЕННАЯ
links
|
околачивались вокруг здания Метрополитен-опера вместо того, чтобы сидеть на
своем месте, когда поднимается занавес?
Что можно сделать для улучшения положения? Боюсь, что очень мало, но я
все же выскажу несколько предложений, направленных на разрешение этой
трудной проблемы.
1. Говорите громко, чтобы вас было слышно в самых дальних углах зала.
Некоторые считают, что у них для этого слишком слабый голос. Я сам так думал
в молодости, но потом понял, что ошибаюсь. Я, конечно, не рассчитываю
наполнить своим голосом зал Метрополитен-опера, впрочем, физиков обычно не
приглашают выступать в столь просторных помещениях. А если приглашают, то
предоставляют усилитель. Если же зал рассчитан на триста человек, то
усилитель не нужен, за исключением патологических случаев полного отсутствия
голоса. Все же не надейтесь, что усилитель способен превратить шепот в
громкую речь. Лучше исходить из прямо противоположного предположения и
считать, что микрофона нет вовсе, даже если он у вас под носом.
Часто рекомендуют смотреть на сидящих в заднем ряду и во время
выступления адресоваться именно к ним. Обычно это трудно потому, что все
сколько-нибудь выдающиеся личности садятся в первом ряду, особенно на
университетских семинарах. Игнорируйте это обстоятельство. Если в первом
ряду сидит Нильс Бор, а в последнем - Джон Смит, обращайтесь к Джону Смиту,
тогда и Бор вас услышит.
2. Заранее напишите и выучите свою речь. Против этого выдвигается
обычно лишь одно возражение, но я его считаю безосновательным. Говорят, что
речь по бумажке скучна и безжизненна. При этом, конечно, подразумевают, что
речь не по бумажке блещет экспромтами. Однако, если при чтении готовой речи
вы придумаете что-нибудь остроумное, ничто ведь вам не мешает высказать это
вслух. Зато если ничего такого в голову не приходит, то написанный текст вас
выручит. Говорят, что, будучи напечатана, хорошая речь читается хуже, чем
хорошая статья, но вы должны помнить, что пишете доклад, а не статью.
Некоторые утверждают, что приятнее слушать физика, который не готовился
специально к выступлению. Интересно, что было бы, если бы этой теорией
руководствовались артисты Королевского балета? Может быть, ученику балетной
школы и поучительно будет увидеть, как танцовщица поскользнется и ударится
головой об пол, но вряд ли кому-нибудь это доставит удовольствие.
3. Если вы не в состоянии выучить свою речь, прочтите ее по бумажке.
Этот совет многими будет отвергнут - все мы страдаем, если плохой доклад к
тому же читают запинаясь. Но ведь не обязательно читать плохо. Леди Макбет в
одном из первых актов читает вслух письмо. Это один из кульминационных
пунктов трагедии. Сорок лет тому назад Этель Бэрримор так читала это письмо,
что старые театралы до сих пор об этом вспоминают, хотя сама постановка уже
давно забыта. Главная беда в том, что большинство ораторов семь восьмых
отведенного им времени не отрывают глаз от бумаги, лишь изредка бросая
взгляды в зал, как бы для того, чтобы проверить, не разбежалась ли
аудитория. Делайте все наоборот. Ничего не стоит почти все время смотреть в
зал (особенно если доклад писали вы сами). Попробуйте и убедитесь.
4. Укажите место вашей работы в общей физической картине" начиная
выступление, и суммируйте основные выводы, заканчивая его. Даже в
десятиминутном выступлении не пожалейте для этого минуты в начале и минуты в
конце. Не стесняйтесь повторять основные места доклада. Об этом я еще скажу
позднее.
5. Следите за временем. Очень неприятно, когда звонок извещает об
окончании регламента, а докладчику как раз нужны еще пять минут, чтобы
изложить самую суть. Докладчик, естественно, йе хочет оборвать выступление в
самом разгаре, а председатель редко бывает -достаточно жесток, чтобы на этом
настаивать. Вот здесь готовый текст особенно полезен. Метки времени нужно
ставить в конце каждой страницы на полях. Сто тридцать слов в минуту или,
скажем, две с половиной минуты на страницу машинописного текста через два
интервала - достаточная скорость. После особенно трудного места помолчите
секунд двадцать, дайте аудитории подумать над тем, что вы сказали, - ведь
никто не требует, чтобы вы говорили без остановки. Трудности со временем
особенно велики, когда вам приходится писать на доске или показывать
диапозитивы. Прорепетируйте, вы не пожалеете.
6. Уровень выступления рассчитывайте на среднего слушателя, а не на
выдающихся специалистов. Слишком многие молодые теоретики выступают так, как
будто объясняют что-то Оппенгеймеру, слишком многие специалисты по твердому
телу говорят так, как будто обращаются к Зейтцу, слишком многие
спектроскописты полагают, что аудитория состоит сплошь из Милликенов.
7. Проблема доски. Это одна из главных трудностей, и здесь сравнение с
театром уже не поможет. Мне не приходилось видеть, чтобы по ходу действия
актер писал на доске. Но я уверен, что актер писал бы на доске молча, а
затем поворачивался бы к аудитории и продолжал говорить. Физикам запрещает
так поступать какой-то необъяснимый психологический эффект. А нужно
попытаться. Если уж обращаетесь к доске, то по крайней мере не поддавайтесь
искушению понижать при этом голос. Но существуют и другие ошибки, которых
легче избежать. Так, все буквы нужно писать крупно, чтобы их было видно
отовсюду. Иногда докладчик обнаруживает, что доска много меньше, чем он
предполагал. Тогда ему нужно или перестроить изложение, или сознательно
пойти на то, что его поймут только сидящие в первых рядах. Иногда доска и
мел бывают настолько низкого качества, что от них лучше сразу отказаться.
Все уравнения нужно писать строго в том порядке, в котором они излагаются, а
не кидаться с каждой очередной формулой на ближайшее свободное место доски,
беспорядочно стирая ранее написанные выражения, так что после доклада на
доске остается каша бессвязных символов. Нужно заранее знать, что будет у
вас на доске в каждый момент, с тем чтобы к концу все основные соотношения
остались четко написанными. Боюсь только, что все это лишь благие пожелания.
8. Проблема диапозитивов. Часто докладчик показывает слишком много
диапозитивов и показывает их слишком быстро. Как правило, нужно не менее
тридцати секунд, чтобы разобраться в том, что вам показывают на экране (хотя
бывают и исключения). Невозможно однозначно установить максимальное число
диапозитивов, которые можно показать с пользой. Я думаю, что для
десятиминутного выступления достаточно семи. Большее число допускается, если
Страница 18 из 36
Следующая страница
|