Физики шутят

Физики шутят
  • ИСПОВЕДЬ ИНЖЕНЕРА-АКУСТИКА
  • К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОХОТЫ
  • БАЛЛАДА ОБ АСТРОНАВТЕ
  • КАК ПИСАТЬ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДИАПОЗИТИВАМИ
  • ШУТЯТ НЕ ТОЛЬКО ФИЗИКИ
  • ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ВСЕЛЕННАЯ
  • links

  • следующий, пожалуйста!" - и оператор с ужасом видит, что на экране ничего
    нет, хотя он отлично помнит, что вставил диапозитив и передвинул рамку.
    Чувствуя, как мир вокруг него рушится, он тычет пальцем прямо в середину
    чистого диапозитива, чтобы убедиться, что он все-таки существует. Но в
    центре диапозитива заранее проделано большое отверстие, от стеклянной
    пластинки остался фактически лишь ободок. Почти теряя сознание, оператор
    хватает из коробки следующий кадр и пытается втиснуть его в рамку, которая,
    естественно, занята...

    Это об операторе. Обращусь теперь к более важной проблеме - аудитории.
    Это куда более тонкое дело. Главное, конечно, с минимальной затратой усилий
    продемонстрировать собравшимся свою оригинальность и превосходство над ними.
    Основной принцип - скрыть от слушателей, о чем идет речь и что изображено на
    диапозитивах. При этом снимки, конечно, не должны иметь никакого отношения к
    излагаемому вопросу. Порождаемое этим замешательство нужно периодически
    усугублять замечаниями: "То же самое изображено на приведенной диаграмме".
    Единственное исключение из этого правила: вы очень внятно рассказываете
    какую-нибудь очень простую вещь и показываете очень понятный снимок. Затем
    говорите, что вам особенно хочется подчеркнуть отличие этого случая от того,
    что последует. Затем вы демонстрируете точную копию предыдущего диапозитива
    и говорите абсолютно то же самое. Этот прием можно повторить несколько раз.
    Полезно еще при этом обращаться непосредственно к какой-нибудь выдающейся
    личности в первом ряду, выбрав того, кто только что проснулся. Почтенный
    старец будет энергично кивать после каждого нового кадра...

    Диапозитивы могут подчеркнуть вашу близость к корифеям. Вот хороший
    способ: покажите снимок, на котором с обратной стороны что-то небрежно
    написано карандашом. С трудом разобрав перевернутые каракули,
    заинтригованная аудитория прочтет: "Вигнер просил у меня две копии этого
    графика". На снимке через один напишите: "Этот тоже оставить для Жени"
    (Вигнера зовут Евгений).

    Налаживанию контакта с аудиторией способствует еще так называемый
    "Посторонний диапозитив". Он не относится совсем к теме данной конференции и
    воспроизводит, скажем, страницу нотной рукописи квартета Гезуальдо в
    переложении Бузони для фортепьяно в три руки. После появления его на экране
    вы говорите: "Ах, виноват. Он попал сюда случайно. Еще одна из моих
    слабостей, вы же знаете". Это сразу создает впечатление, что 1) ваши
    увлечения многочисленны и разнообразны (о чем вы, по-видимому, говорили на
    предыдущих конференциях) и 2) что вы рассматриваете свои занятия ядерной
    физикой тоже как маленькую прихоть.

    Большое впечатление производит также диапозитив "Новейшие достижения".
    На нем изображено некоторое количество точек с надписью "Эксперимент",
    которые все лежат значительно ниже горизонтальной линии с надписью "Теория".
    Докладчик (который, конечно, является, автором как теории, так и
    эксперимента) говорит, указывая на точки: "Это последние результаты,
    полученные в моей лаборатории". (Это очень важно: моя лаборатория!)
    Посокрушавшись по поводу того, что согласие теории с экспериментом не из
    лучших, он говорит, что в его лаборатории в настоящий момент ведутся
    дополнительные исследования, результаты которых, он уверен, существенно
    исправят положение. Когда он говорит это, экспериментальные точки, которые в
    действительности представляют собой маленькие металлические нашлепки,
    удерживаемые на пластинке легкоплавким клеем, который в тепле размягчается,
    под действием силы тяжести ползут вниз (на экране, конечно, вверх) и
    останавливаются, достигнув теоретической прямой, которая есть не что иное,
    как натянутая поперек пластинки проволочка.

    Последний вопрос, которого я хотел бы коснуться в этом беглом обзоре, -
    как поразить слушателей обилием отдаленных и экзотических конференций, о
    которых они никогда не слышали и где вы были делегатом. В этом самая соль
    "Правил конференцмена". Вы поднимаетесь с места во время обсуждения одного
    из докладов (какого именно, все равно) и говорите: "Но ведь эту штуку уже
    разоблачили на конференции в Аддис-Абебе - я имею в виду конференцию,
    которая состоялась после той беспорядочной дискуссии в Тьерра-дель-Фуэго, а
    не ту, на которой бедняга Пржкжвлатскржи во время дискуссии так оплошал со
    своей мнимой частью". Это уже хорошо, но можно усилить: "Я случайно захватил
    с собой снимок, который после конференции мне любезно подарил профессор Пуп.
    Из него сразу все будет ясно, и это избавит нас от дальнейшей дискуссии"*
    Что будет на этом снимке, разумеется, не имеет значения,

    Хорошо также показать несколько диапозитивов, на которых ось абсцисс
    направлена вертикально. В аудитории будут свернутые шеи, что само по себе
    полезно...

    Раньше эффектно было похвастаться своим участием в русской конференции,
    но теперь почти каждый бывал на нескольких конференциях в России, и этим
    никого уже не удивишь.

    Однако диапозитивы с надписями, выполненными кириллицей, до сих пор
    выглядят впечатляюще. Нужно показать несколько таких загадочных
    диапозитивов, не переводя подписей. Это создает впечатление, будто вас
    настолько часто приглашают в Советский Союз, что вы считаете необходимым
    снабжать свои диапозитивы русским текстом, а кроме того, можно сделать
    вывод, что вы прекрасно знаете русский язык и вам даже не приходит в голову,
    что кто-то там еще нуждается в переводе.

    Когда же наконец кто-нибудь из присутствующих, устав от обилия
    непонятных подписей, встанет и скажет: "Послушайте, вы не собираетесь
    рассказать нам, что тут изображено? Мы ведь не все умеем читать по-русски",-
    вы после хорошо рассчитанной паузы отвечаете: "Не по-русски, уважаемый, а
    по-болгарски!"

    Proc. of the International Conference on Nuclear Structure Kingston,
    Kanada, 1960

    (Д. УИЛКИНСОН - английский физик, профессор Оксфордского университета,
    член Королевского общества,)

    * * * *

    Автор третьего начала термодинамики Вальтер Нернст в часы досуга
    разводил карпов. Однажды кто-то глубокомысленно заметил:

    Страница 16 из 36 Следующая страница




    Анектоды | fantasy pics | Приколы | прикольные картинки | Обои для рабочего стола | Jokes | Sure Fit | Nationwide auto insurance quote online | Affordable Area Rugs at RugsUSA