Физики шутят
ИСПОВЕДЬ ИНЖЕНЕРА-АКУСТИКА
К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОХОТЫ
БАЛЛАДА ОБ АСТРОНАВТЕ
КАК ПИСАТЬ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДИАПОЗИТИВАМИ
ШУТЯТ НЕ ТОЛЬКО ФИЗИКИ
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ВСЕЛЕННАЯ
links
|
следующий, пожалуйста!" - и оператор с ужасом видит, что на экране ничего
нет, хотя он отлично помнит, что вставил диапозитив и передвинул рамку.
Чувствуя, как мир вокруг него рушится, он тычет пальцем прямо в середину
чистого диапозитива, чтобы убедиться, что он все-таки существует. Но в
центре диапозитива заранее проделано большое отверстие, от стеклянной
пластинки остался фактически лишь ободок. Почти теряя сознание, оператор
хватает из коробки следующий кадр и пытается втиснуть его в рамку, которая,
естественно, занята...
Это об операторе. Обращусь теперь к более важной проблеме - аудитории.
Это куда более тонкое дело. Главное, конечно, с минимальной затратой усилий
продемонстрировать собравшимся свою оригинальность и превосходство над ними.
Основной принцип - скрыть от слушателей, о чем идет речь и что изображено на
диапозитивах. При этом снимки, конечно, не должны иметь никакого отношения к
излагаемому вопросу. Порождаемое этим замешательство нужно периодически
усугублять замечаниями: "То же самое изображено на приведенной диаграмме".
Единственное исключение из этого правила: вы очень внятно рассказываете
какую-нибудь очень простую вещь и показываете очень понятный снимок. Затем
говорите, что вам особенно хочется подчеркнуть отличие этого случая от того,
что последует. Затем вы демонстрируете точную копию предыдущего диапозитива
и говорите абсолютно то же самое. Этот прием можно повторить несколько раз.
Полезно еще при этом обращаться непосредственно к какой-нибудь выдающейся
личности в первом ряду, выбрав того, кто только что проснулся. Почтенный
старец будет энергично кивать после каждого нового кадра...
Диапозитивы могут подчеркнуть вашу близость к корифеям. Вот хороший
способ: покажите снимок, на котором с обратной стороны что-то небрежно
написано карандашом. С трудом разобрав перевернутые каракули,
заинтригованная аудитория прочтет: "Вигнер просил у меня две копии этого
графика". На снимке через один напишите: "Этот тоже оставить для Жени"
(Вигнера зовут Евгений).
Налаживанию контакта с аудиторией способствует еще так называемый
"Посторонний диапозитив". Он не относится совсем к теме данной конференции и
воспроизводит, скажем, страницу нотной рукописи квартета Гезуальдо в
переложении Бузони для фортепьяно в три руки. После появления его на экране
вы говорите: "Ах, виноват. Он попал сюда случайно. Еще одна из моих
слабостей, вы же знаете". Это сразу создает впечатление, что 1) ваши
увлечения многочисленны и разнообразны (о чем вы, по-видимому, говорили на
предыдущих конференциях) и 2) что вы рассматриваете свои занятия ядерной
физикой тоже как маленькую прихоть.
Большое впечатление производит также диапозитив "Новейшие достижения".
На нем изображено некоторое количество точек с надписью "Эксперимент",
которые все лежат значительно ниже горизонтальной линии с надписью "Теория".
Докладчик (который, конечно, является, автором как теории, так и
эксперимента) говорит, указывая на точки: "Это последние результаты,
полученные в моей лаборатории". (Это очень важно: моя лаборатория!)
Посокрушавшись по поводу того, что согласие теории с экспериментом не из
лучших, он говорит, что в его лаборатории в настоящий момент ведутся
дополнительные исследования, результаты которых, он уверен, существенно
исправят положение. Когда он говорит это, экспериментальные точки, которые в
действительности представляют собой маленькие металлические нашлепки,
удерживаемые на пластинке легкоплавким клеем, который в тепле размягчается,
под действием силы тяжести ползут вниз (на экране, конечно, вверх) и
останавливаются, достигнув теоретической прямой, которая есть не что иное,
как натянутая поперек пластинки проволочка.
Последний вопрос, которого я хотел бы коснуться в этом беглом обзоре, -
как поразить слушателей обилием отдаленных и экзотических конференций, о
которых они никогда не слышали и где вы были делегатом. В этом самая соль
"Правил конференцмена". Вы поднимаетесь с места во время обсуждения одного
из докладов (какого именно, все равно) и говорите: "Но ведь эту штуку уже
разоблачили на конференции в Аддис-Абебе - я имею в виду конференцию,
которая состоялась после той беспорядочной дискуссии в Тьерра-дель-Фуэго, а
не ту, на которой бедняга Пржкжвлатскржи во время дискуссии так оплошал со
своей мнимой частью". Это уже хорошо, но можно усилить: "Я случайно захватил
с собой снимок, который после конференции мне любезно подарил профессор Пуп.
Из него сразу все будет ясно, и это избавит нас от дальнейшей дискуссии"*
Что будет на этом снимке, разумеется, не имеет значения,
Хорошо также показать несколько диапозитивов, на которых ось абсцисс
направлена вертикально. В аудитории будут свернутые шеи, что само по себе
полезно...
Раньше эффектно было похвастаться своим участием в русской конференции,
но теперь почти каждый бывал на нескольких конференциях в России, и этим
никого уже не удивишь.
Однако диапозитивы с надписями, выполненными кириллицей, до сих пор
выглядят впечатляюще. Нужно показать несколько таких загадочных
диапозитивов, не переводя подписей. Это создает впечатление, будто вас
настолько часто приглашают в Советский Союз, что вы считаете необходимым
снабжать свои диапозитивы русским текстом, а кроме того, можно сделать
вывод, что вы прекрасно знаете русский язык и вам даже не приходит в голову,
что кто-то там еще нуждается в переводе.
Когда же наконец кто-нибудь из присутствующих, устав от обилия
непонятных подписей, встанет и скажет: "Послушайте, вы не собираетесь
рассказать нам, что тут изображено? Мы ведь не все умеем читать по-русски",-
вы после хорошо рассчитанной паузы отвечаете: "Не по-русски, уважаемый, а
по-болгарски!"
Proc. of the International Conference on Nuclear Structure Kingston,
Kanada, 1960
(Д. УИЛКИНСОН - английский физик, профессор Оксфордского университета,
член Королевского общества,)
* * * *
Автор третьего начала термодинамики Вальтер Нернст в часы досуга
разводил карпов. Однажды кто-то глубокомысленно заметил:
Страница 16 из 36
Следующая страница
|