Физики шутят
ИСПОВЕДЬ ИНЖЕНЕРА-АКУСТИКА
К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОХОТЫ
БАЛЛАДА ОБ АСТРОНАВТЕ
КАК ПИСАТЬ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДИАПОЗИТИВАМИ
ШУТЯТ НЕ ТОЛЬКО ФИЗИКИ
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ВСЕЛЕННАЯ
links
|
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДИАПОЗИТИВАМИ
Д. Г. Уилкинсон
Речь на банкете, посвященном закрытию
Международной конференции по структуре
ядра, Кингстон, 1960
Меня попросили сказать несколько слов по важному вопросу - как
пользоваться диапозитивами. Трудно сразу посвятить дилетантов во все
тонкости этого искусства. Поэтому я намерен коснуться лишь самых
элементарных и основных принципов, на большее рассчитывать трудно. Я хочу
подчеркнуть, что мое настоящее сообщение является лишь отрывком из общих
"Правил конференцмена" и посвящено только одной и далеко не самой важной из
тем, охваченных упомянутым кодексом, 8 столь кратком выступлении нельзя
охватить всю эту обширную область, и я лишен возможности коснуться,
например, таких вопросов! "Как упомянута о своих сотрудниках, дав в то же
время понять, что они этого не заслуживают", или "Как опорочить теорию и
экспериментальную методику своего соперника, не разбираясь да в том, ни в
другом".
Вопрос об использовании диапозитивов распадается на три подвопроса. О
третьем - "Как унизить
своего оппонента", мне говорить не разрешили. Остаются два: "Как
извести оператора проекционного фонаря" и "Как завоевать аудиторию".
В первом случае конечной целью конференцмена является доведение
оператора по возможности до нервного припадка. Важно установить момент,
когда вы в этом преуспели, и обратить все внимание на слушателей, то есть на
главный объект. Трудность заключается в .том, что оператора, как правило, вы
не видите, и нелегко установить, что он уже "готов". Но я считаю, что обычно
вполне достаточно довести процесс до той стадии, когда его заикание станет
слышно в зале, что оказывает на аудиторию полезное нервирующее действие.
Такое состояние является самоподдерживающимся, и после этого оператора можно
предоставить самому себе.
Такие примитивные и грубые способы, как использование пленок
нестандартной ширины и пятиугольных пластинок, можно порекомендовать лишь
самым зеленым новичкам. Удовлетворительным и более квалифицированным началом
является метод "3-2-1". Здесь используется тот факт, что оператор всегда
заряжает в аппарат два первых диапозитива, пока председатель объявляет тему
доклада, чтобы включить аппарат сразу после того, как докладчик скажет:
"Первый диапозитив, пожалуйста", а при необходимости мгновенно показать и
второй. Вместо этого вы говорите: "Третий снимок, пожалуйста". (Элементарное
замечание: вслед за этим нужно быстро потребовать второй снимок и лишь потом
первый.)
Второй метод, который лучше всего использовать в сочетании с первым, -
это "Блуждающая белая метка". Все снимки обычно помечены в одном углу белым
пятнышком, на которое оператор должен положить большой палец правой руки,
чтобы обеспечить правильное положение пластинки в рамке. Так вот, нужно
ставить это пятнышко не в том углу, и все окажется перевернутым вверх
ногами. Примененный вместе с методом "3-2-1", этот способ действует
ошеломляюще. Он, конечно, довольно груб, но его можно развить, имея в виду
как оператора, так и аудиторию. Вы проявляете легкое замешательство, а
затем, просветлев, обращаетесь к оператору: "О, прошу прощенья, эти
пластинки помечены необычным образом. Вы знаете, обычно я беру с собой
личного оператора". Затем после некоторого раздумья: "Он левша" и, наконец:
"Но не волнуйтесь, так помечено лишь несколько первых снимков".
Сразу за этим должен следовать "Диапозитив с несохраняющейся
четкостью", который проецируется неправильно, как бы вы его ни ворочали в
рамке. Существует много способов изготовить такой диапозитив. Простейший, но
изысканный: все буквы надо чертить правильно, а слова писать справа налево.
Обращайтесь к оператору почаще. Хорошо, если при этом будет не совсем
ясно, к кому вы, собственно, адресуетесь - к нему или к слушателям. Абсурдно
усложненных инструкций избегайте. Говорите просто: "Через два снимка я снова
хочу посмотреть на четвертый от конца из тех, что уже были показаны". А
после очередного кадра добавьте: "Я, конечно, имел в виду тот снимок,
который будет четвертым от конца из показанных после того, как вы покажете
эти два кадра, а не тот, который был четвертым от конца, когда я про него
говорил". После этого пропустите один диапозитив.
Этих простых способов достаточно дли большинства операторов. В случае
неожиданного сопротивления можно принять и более крутые меры,
Гроссмейстерским приемом является "самозаклинивающийся диапозитив". К
нижнему краю (на экране он, конечно, будет верхним) специально укороченного
дйапозитива прикрепляется тонкая, достаточно упругая биметаллическая
пластинка. Когда изображение появляется на экране, вы его некоторое время
обсуждаете и говорите, что отличие от следующей кривой невелико, но оно
бросится в глаза, если сменить диапозитив достаточно быстро" Биметаллическая
пластинка к этому времени Успеет нагреться, изогнется, и когда вы скажете
"Прошу следующий!" и оператор передвинет рамку, она неминуемо прочно
застрянет на полпути. Подгоняемый нетерпеливыми просьбами "Скорее
следующий", оператор, оставив попытки передвинуть рамку деликатным
постукиванием по торцу, схватится за нее обеими руками и рванет туда-сюда
как следует. Аппарат при этом будет елозить по полу всеми четырьмя ножками,
издавая очень приятные звуки. Это всегда развлекает публику.
Наконец, последняя, самая изощренная методика, которую я назвал "Пара
чистых". Берутся два абсолютно чистых диапозитива. Они помещаются после
серии кадров, которые демонстрируются в быстрой последовательности, оказывая
на оператора изматывающее и гипнотизирующее действие. Внезапно эта серия
кончается, и оператор, зарядив, как обычно, очередную пару, вздыхает с
облегчением. Однако снимок, который он проецирует после очередного
"Следующий, пожалуйста", и есть один из "Пары чистых", причем второй кадр в
рамке тоже пустой. Через несколько секунд раздается ледяное "Я сказал:
Страница 15 из 36
Следующая страница
|